Кратеры представляют собой локальные микроскопические углубления в слое лакокрасочного материала, возникающие в процессе нанесения или полимеризации покрытия. Углубления могут достигать как поверхностных, так и более глубоких слоев вплоть до подложки.
Данные
дефекты покрытия существенно снижают сплошность плёнки, нарушают её адгезию и приводят к ухудшению защитных свойств покрытия, в том числе антикоррозионной стойкости.
Основные причины образования кратеров могут быть следующими:
- переизбыточная толщина слоя - при нанесении ЛКМ чрезмерным слоем возрастает риск образования кратеров, особенно при использовании материалов, чувствительных к толщине плёнки;
- недостаточная подготовка основания - некачественное обезжиривание, использование несовместимых с материалом очистителей может привести к локальному отторжению плёнки;
- загрязнение сжатого воздуха - при использовании компрессоров без системы фильтрации возможно попадание в ЛКМ капель влаги или масла; особенно распространённой проблемой является образование конденсата, который выбрасывается через краскопульт вместе с воздухом и приводит к дефектам на покрытии;
- присутствие аэрозольных загрязнителей в зоне нанесения - в помещениях, где выполняются полировочные работы или используются силиконсодержащие материалы, возможно загрязнение воздуха; микрочастицы силикона способны оседать на поверхности перед окраской, вызывая кратерообразование;
- электростатические эффекты - поверхности с высоким электростатическим зарядом притягивают аэрозольные загрязнители, что также может провоцировать дефекты ЛКП.
Случай из практикиВ производственных условиях наблюдался систематический дефект кратеров при нанесении покрытия. Первоначально причиной предполагалась некондиционная краска. Однако после лабораторных испытаний на эталонной площадке с использованием того же материала дефекты не воспроизводились. Проведённый анализ показал наличие поблизости оборудования для литья пластмасс, где применялись силиконовые смазки. Несмотря на значительное расстояние и наличие перегородок, летучие частицы силикона проникали в окрасочную зону, оседали на детали и становились причиной кратеров.
Методы предотвращенияЧтобы предотвратить появление кратеров, рекомендуется принимать следующие меры:
- использование влагомаслоотделителей и фильтров в системах подачи воздуха;
- проведение окрасочных работ в изолированных и вентилируемых помещениях;
- контроль совместимости всех применяемых материалов, включая обезжириватели;
- обеспечение чистоты в зоне окрашивания и исключение контакта с силиконсодержащими веществами;
- антистатическая обработка поверхностей перед нанесением ЛКМ.